Рефераты, курсовые, дипломные работы (проекты) на заказ в Москве
Главная   Работы на заказ   Готовые работы   Обмен материалом   Диссертации   Цены    Доставка и оплата   Гарантии 

Меню
Главная
О нас
Услуги
Оформление заказа
Библиотека
Ссылки
FAQ
Контакты
Карта сайта
Поиск по сайту
Архив новостей
Справочник ВУЗов
Добавить ВУЗ

 
книги по автомобилям

Библиотека

Право
Прочее
Психология
Философия
Экономика
Политология
Социология
Энциклопедии, словари, справочники

Контакты

Звоните: 8-919-614-21-20

Пишите:
admin@happy-student.ru


Поиск



Дипломные работы


Дипломная работа Административная ответственность хозяйствующих субъектов за нарушения трудового законодательства



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Юридическая сущность административной ответственности хозяйст-вующих  субъектов за нарушение трудового законодательства 
                                                                                        
1.1 Административная ответственность -  как вид юридической ответст-венности применяемой за нарушение трудового законодательства
    1.2 Характеристика административных правонарушений хозяйствующих субъектов  в сфере труда

2. Административно-юрисдикционная деятельность органов осуществ-ляющих  государственный надзор и контроль в сфере труда 
   
2.1 Система и правовое положение органов государственной власти, осу-ществляющих   контроль и надзор за соблюдением законодательства о тру-де
2.2  Административно - юрисдикционная  деятельность федеральной ин-спекции труда
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

 


Введение

 Роль административного права в борьбе с нарушениями трудового зако-нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо-вого права весьма значительна и актуальна в Российской Федерации. Ибо имен-но трудовое законодательство направлено на достижение социальной справед-ливости и регулирование социально – трудовых отношений в обществе в целом. Оно призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчиво-го развития. При этом следует учитывать, что для усиления связи между соци-альным прогрессом и экономическим ростом, особое значение имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда.
Рассмотрение данной проблемы  вызывает особый интерес, т.к. в настоя-щее время административное право претерпевает коренной пересмотр его фун-даментальных положений, взглядов на сущность управленческой деятельности. Это связано прежде всего, с тем, что социальные отношения, регулируемые ад-министративным правом, подвергаются радикальным изменениям в ходе осу-ществления в стране политической и экономической реформ.
Знаковым стало принятие Кодекса  Российской Федерации об админист-ративных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля 2002 г.,  явившегося полной кодификацией института административной ответственности, имеюще-го большое значение для административного законодательства,  администра-тивно – правовой науки и юрисдикционной практики. Новый Кодекс содержит ряд положений, которые не были известны ранее действовавшему КоАП РСФСР.
В работе проведен правовой анализ законодательства новой формации, его соответствия стандартам международного права, а также дана оценка воз-можности эффективной реализации правоприменительной деятельности орга-нов государственной власти, направленной на  выявление административных правонарушений, посягающих на общественно – трудовые отношения и вос-становление нарушенных прав граждан.
С целью исследования причин и условий возникновения, а так же спосо-бов устранения негативных последствий административных правонарушений в сфере трудового права, предлагаемая работа предусматривает  изучение: осо-бенностей  административной ответственности -  как вида юридической ответ-ственности применяемой за нарушение трудового законодательства; характери-стики административных правонарушений хозяйствующих субъектов  различ-ных форм собственности в сфере труда; способов защиты трудовых прав ра-ботников; порядок обжалования действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; деятельности органов государст-венной власти, осуществляющих   контроль и надзор за соблюдением законода-тельства о труде; порядок производства по делам об административных право-нарушениях и ряда других вопросов.


1. Юридическая сущность административной ответственности       хозяйствующих субъектов за нарушение трудового законодательства.

1.1 Административная ответственность -  как вид юридической      ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства

Неправомерным поведением признается противоправное поведение, вы-ражающееся в несоблюдении правовых предписаний, нарушений установлен-ных правом запретов, в неисполнении или ненадлежащем исполнении возло-женных на субъект обязанностей.
С неправомерным поведением связана юридическая ответственность, по-нимаемая как правоотношение, возникающее между государством и правона-рушителем, как государственное принуждение, применяемое к правонарушите-лю, и как его обязанность претерпевать неблагоприятные последствия непра-вомерного поведения.
В самом общем виде цели юридической ответственности состоят в созда-нии неблагоприятных, предупреждающих условий для совершения противо-правных действий и установлении следуемых за ними отрицательных послед-ствий для правонарушителя. Такого рода условия и последствия (санкции) мо-гут быть определены в виде штрафов, лишения специального звания – в адми-нистративном праве; возмещения ущерба – в гражданском праве; полной или ограниченной материальной ответственности, дисциплинарной ответственно-сти – в трудовом праве; лишения свободы, конфискации имущества и др. – в уголовном праве.
Процедура привлечения к юридической ответственности в Российской Федерации урегулирована законом и основана на следующих принципах.
1. Законность – меры ответственности применяются в строгом соответ-ствии с законом, т.е. в случаях, предусмотренных законом, и в преде-лах, установленных законом.
2. Обоснованность – меры ответственности назначаются на основе все-стороннего и полного исследования всех обстоятельств дела и соот-ветствуют характеру и тяжести содеянного (совершенного деяния).
3. Неотвратимость – никто не может и не должен уходить от ответствен-ности за содеянное. Каждое противоправное деяние или преступление должно получать соответствующую правовую оценку со стороны го-сударства, а лица, виновные в его совершении, должны нести ответст-венность, предусмотренную законом.
4. Своевременность – виновный в совершении правонарушения может быть привлечен к ответственности только в срок, установленный зако-ном, т.е. закон предусматривает срок давности, по истечении которого наказание уже не применяется.
5. Целесообразность и гуманизм – санкции применяются лишь в том случае, когда они действительно способны выполнить свое назначе-ние. Если же виновный к моменту определения наказания сам в какой-то части или полностью восполнил причиненный ущерб, то орган, рас-сматривающий дело, может полностью или в какой-либо части осво-бодить его от ответственности. Также  и лица, страдающие какими-либо болезнями нетрудоспособные и т.п. могут быть полностью или частично освобождены от ответственности.
Основанием юридической ответственности является совершение право-нарушения.
Все правонарушения могут быть квалифицированы на следующие виды:
§ Преступления;
§ Административные правонарушения;
§ Гражданско-правовые деликты
§ Дисциплинарные проступки.

Остановимся подробнее на административной ответственности.
Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы соб-ственности.
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.
Все правила устанавливаются федеральными законами и законами субъ-ектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, дейст-вующими в пределах своей компетенции.
Обязательные правила защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
В ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) сформулировано определение такого правонарушения: административным пра-вонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или за-конами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена ад-министративная ответственность.
При этом административная ответственность за правонарушения, преду-смотренные КоАП и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд при-знаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, обще-ственно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.
Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт челове-ческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охва-тывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, пси-хологическое отношение к содеянному.
Действие – это активное нарушение установленной обязанности или ино-го законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта.
Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу ле-жащих на нем обязанностей.
Сущность административного правонарушения определяется его обще-ственной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их наруше-ние государственного принуждения. Именно общественная опасность правона-рушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данно-го признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может прояв-ляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда.
В определении административного правонарушения, в числе его призна-ков, не называется общественная опасность (в отличие от преступления). Одна-ко их вредность констатирована большинством норм, составляющих содержа-ние КоАП РФ. Критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть степень общественной опасности, которая раз-лична у этих видов правонарушений.
Юридическим выражением признака общественной опасности админист-ративного правонарушения является противоправность. Российское государ-ство, признавая то или иное действие или бездействие общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение. Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.
Административным правонарушением является виновное  действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума дей-ствующего (бездействующего) лица. При совершении административного про-ступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторож-ности. Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его по-следствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонару-шителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.
В ст.2.1 КоАП РФ дано определение вины юридического лица: «Юриди-ческое лицо признается виновным в совершении административного правона-рушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблю-дения правил и норм, за нарушение которых настоящим  Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответствен-ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
Важный признак административного правонарушения – его администра-тивная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть при-знано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответствен-ность. Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности.
Административная ответственность – это особый вид юридической от-ветственности, которой присущи все признаки последней. Она наступает на ос-нове норм права; за фактическое нарушение правовых норм, т.е. деяние кон-кретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые санкция-ми (административное правонарушение)  и конкретизируется юрисдикционны-ми актами компетентных органов о наложении конкретного взыскания за кон-кретное административное нарушение, т.е. связана с государственным принуж-дением. В административном праве из всех многочисленных мер администра-тивного принуждения только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.
Таким образом, административную ответственность можно охарактери-зовать как реализацию административно-правовых санкций, применение упол-номоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации лица, ви-новные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных право-вых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинар-ной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, адми-нистративной и уголовной ответственности в порядке, установленном феде-ральными законами.
Для выделения отличительных особенностей административной ответст-венности остановимся подробнее на каждом из видов ответственности.
Порядок привлечения к административной ответственности лиц, винов-ных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, преду-смотрен  Кодексом Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30 декабря 2001 г.
Административная ответственность наступает в случаях и в пределах, предусмотренных ст. 5.27-5.35, 5.42, 5.44 КоАП РФ.
Согласно ст. 5.27 названного Кодекса нарушение должностным лицом организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и об охране труда влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда; данное нарушение, совершенное лицом, ранее подверг-нутым административному взысканию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Кроме того, КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа:
§ за уклонение работодателя или его представителя от участия в пе-реговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);
§ за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюде-нием коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);
§ за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);
§ за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);
§ за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);
§ за невыполнение соглашения, достигнутого в результате примири-тельной процедуры (ст. 5.33);
§ за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спо-ром и объявлением забастовки (ст. 5.34);
§ за сокрытие страхового случая (ст. 5.44).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ука-занными статьями, в соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ рассматривают Феде-ральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.
При отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах уста-новленной квоты на него может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.42 КоАП РФ).
Как было сказано выше, к административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица (хозяйствующие субъек-ты).
Хотелось бы обратить внимание на термин «хозяйствующий субъект».В российском законодательстве данное понятие  содержится в ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. В соответствии с указанным законом, хозяйствую-щие субъекты – это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы и ассоциации), некоммерческие организации (за исключе-нием не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе  сельскохозяйственных потребительских кооперативов), а также индивидуаль-ные предприниматели.
Согласно ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ, коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие – не имеющие такой цели и не распреде-ляющие полученную прибыль между участниками.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных то-вариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и му-ниципальных унитарных предприятий; некоммерческие – в форме потреби-тельских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объеди-нений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, преду-смотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять пред-принимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дос-тижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Трудовое право регулирует трудовые отношения всех лиц, работающих по трудовому договору в любых организациях независимо от форм собственно-сти и организационно-правовых форм, в том числе трудовые отношения работ-ников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ. Предмет трудового права включает также трудовые отношения ра-ботников с индивидуальными предпринимателями и иными физическими ли-цами. Индивидуальный предприниматель заключает трудовой договор с работ-ником для осуществления предпринимательской деятельности. Иные физиче-ские лица – для обслуживания принадлежащего им личного потребительского хозяйства (трудовой договор с домработницей, с шофером).
В законодательстве установлена административная ответственность сторон социального партнерства.
Ответственность сторон социального партнерства за уклонение от уча-стия в коллективных переговорах, за непредоставление информации, необхо-димой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюде-нием соглашения, коллективного договора, за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора регламентируется ст. 54 и 55 ТК РФ.
Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных перего-ворах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или не-правомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного дого-вора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установ-лены федеральным законом.
Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для веде-ния коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и поряд-ке, которые установлены федеральным законом.
КоАП в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусматривает ряд составов административных правонару-шений, связанных с нарушением норм о социальном партнерстве и практикой их применения, а также определяет круг государственных органов и их долж-ностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.
Ими являются составы административных правонарушений, предусмот-ренные ст. 5.28 – ст. 5.33 КоАП РФ.
Дисциплинарная ответственность – это санкция, которая применяется работодателем к работнику, в виде дисциплинарного взыскания за дисципли-нарный проступок.
Под дисциплиной труда, по ст.189 Трудового кодекса РФ, понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определен-ным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
Работодатель обязан в соответствии с ТК РФ, законами, иными норма-тивными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локаль-ными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дис-циплины труда.
Дисциплина труда есть необходимое условие всякой общей работы, вся-кого совместного труда. Совместный труд нуждается в определенном порядке, в том, чтобы все совместно работающие подчинялись этой дисциплине, поряд-ку. Любая совместная деятельность людей нуждается в определенном согласо-вании. Особое значение упорядочение приобретает при объединении работни-ков для производства и распределения материальных и духовных благ.
Под дисциплинарной ответственностью понимается осуждение поведе-ния работника путем объявления ему властью администрации (т.е. работодате-лем или уполномоченными им лицами) дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарная ответственность отличается от административной тем, что последняя наступает за совершение лицом административного проступка, т.е. за нарушение установленных полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения. Административная ответст-венность применяется органами или лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе.
Законодательство, предоставляя работодателю право налагать на работ-ника дисциплинарное взыскание (а в отдельных случаях и обязывая к этому), одновременно предусматривает и соответствующие гарантии для работника. К ним относятся:
1.правовое основание привлечения к дисциплинарной ответственности;
2.круг лиц, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания;
3.сроки и порядок наложения дисциплинарных взысканий;
4.исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий;
5.порядок объявления дисциплинарных взысканий;
6.порядок снятия дисциплинарных взысканий;
7.порядок обжалования дисциплинарных взысканий.
Правовым основанием привлечения работника к дисциплинарной ответ-ственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное неисполнение работником своих трудовых обязанностей. Следовательно, работодатель до на-ложения на работника дисциплинарного взыскания должен установить: проти-воправное поведение этого работника в трудовой сфере, его вину.
Поведение работника является противоправным, если он не соблюдает установленные для него правила поведения, а так же приказы и распоряжения работодателя. Такие правила могут содержаться в законах, постановлениях правительства и иных актах, исходящих от органов государства, а так же в ло-кальных нормативных актах (например, постановление Правительства РФ от 25 августа 1992г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14.07.2001г.). В данном случае речь идет об обязательных правилах поведения работника в трудовой сфере, т.е. во время выполнения своей трудовой функ-ции.
Примером противоправного поведения работника могут быть прогулы, опоздания, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение норм труда, изготовление недоброкачественной продукции, участие в незаконной за-бастовке, уклонение представителей работодателя от участия в примиритель-ных процедурах или виновных в неисполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате указанной процедуры.
Если работник ненадлежащим образом исполняет свои обязанности из-за недостаточной квалификации, отсутствия нормальных условий для работы и т.п., он не может быть признан виновным. Тем более нельзя привлекать работ-ника к ответственности за отказ от исполнения незаконного распоряжения ра-ботодателя, например выполнения работы, не обусловленной трудовым дого-вором.
Для отдельных категорий работников дисциплинарным проступком мо-жет признаваться и виновное нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях, на территории организаций, если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей. Применительно к государственным служащим неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей образуют должностной проступок, за который также может на-ступить дисциплинарная ответственность.
Если в результате совершения дисциплинарного проступка работодателю причинен материальный ущерб, то работник может быть привлечен не только к дисциплинарной, но и к материальной ответственности.
По общему правилу право налагать на работника дисциплинарное взы-скание принадлежит руководителю организации. Иные должностные лица об-ладают таким правом, если это предусмотрено в уставе организации либо они специально уполномочены ее руководителем. В уставах (положениях) о дисци-плине, действующих в отдельных отраслях экономики, предусматриваются полномочия руководителей министерства (ведомства) в части наложения дис-циплинарных взысканий на работников унитарных государственных и муници-пальных организаций этого министерства (ведомства).
По ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неис-полнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следую-щие дисциплинарные взыскания:
1.замечание;
2.выговор;
3.увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для от-дельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дис-циплинарные взыскания.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмот-ренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Материальная ответственность сторон трудового договора состоит в обязанности одной из его сторон возмещать в соответствии с законодательст-вом материальный ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора.
Непосредственно названным договором такая обязанность не предусмот-рена, но она является следствием ненадлежащего исполнения сторонами этого договора своих обязанностей в сфере труда.
Вред, причиненный неправомерными действиями, подлежит возмещению лишь в  случаях, предусмотренных законом (ст.1064 ГК РФ). Не подлежит воз-мещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы (ст.1066 ГК РФ).
Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, т.е. для устра-нения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицом, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена ины-ми средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
Учитывая    обстоятельства,     при   которых   был   причинен   такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в инте-ресах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда  полностью   или   частично   как   это   третье     лицо,   так   и    причи-нившего вред.
Трудовое законодательство предусматривает два вида материальной от-ветственности:
1.работника перед работодателем;
2.работодателя перед работником.
Материальная ответственность работника является самостоятельным ви-дом ответственности по трудовому праву и наступает независимо от привлече-ния его за причиненный им ущерб к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ст.248 ТК РФ).
Основание и условия материальной ответственности раскрываются в ст.233 ТК РФ.
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее винов-ного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не пре-дусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами. При этом каждая сторона обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Трудовое право не допускает взыскания с работника того дохода, кото-рый работодатель мог бы получить, но не получил в связи с неправильными действиями (бездействием) работника.
Возмещается лишь действительный ущерб.
Законодательство устанавливает, что работник несет материальную от-ветственность за ущерб, причиненный по его вине. Таким образом, по трудово-му законодательству работник возмещает прямой действительный ущерб при наличии следующих обязательных условий:
1.противоправность поведения работника;
2.причинной связи между поведением работника и возникшим ущербом;
3.вины работника в причинении ущерба.
Противоправным является такое поведение (действие или бездействие) работника, когда он не исполняет трудовые обязанности, установленные зако-нами, постановлениями правительства, правилами внутреннего трудового рас-порядка, приказами и распоряжениями администрации. Например, не соблюда-ет правила обслуживания машин и механизмов, хранения и выдачи материаль-ных ценностей и т.д.
Работники несут материальную ответственность лишь за причиненный ими ущерб (ст.238 ТК РФ). Ответственность наступает только за ущерб, кото-рый является объективным последствием действий (бездействия) работника. Для установления такой связи необходимо изучить фактические обстоятельства и выявить причины возникновения ущерба. Так, на рабочего-станочника нельзя возложить материальную ответственность за поломку станка, если установлено, что поломка произошла вследствие брака, допущенного при изготовлении станка. Работники несут ответственность за ущерб, как причиненный непосред-ственно работодателю, так и возникший у него в результате возмещения вреда, причиненного третьим лицам (ответственность в порядке регресса).
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанно-стей. В данном случае работниками признаются граждане, выполняющие рабо-ту на основании трудового договора, а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или долж-ны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (ст. 1068 ГК РФ).
Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст.1081 ГК РФ). Однако по правилам трудового законодательства отвечают в порядке регресса только работники, выполняющие в момент причинения ущерба работу на основании трудового договора.
В главе 38 Трудового кодекса указаны четыре основания материальной ответственности работодателя перед работником.
Статья 234 предусматривает обязанность работодателя возместить работ-нику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться. Работодатель обязан возместить работнику не по-лученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не полу-чен в результате:
- незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
- отказа работодателя от исполнения или несвоевременного испол-нения решения органа по рассмотрению трудовых споров или го-сударственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
- задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответст-вующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
- других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.

Материальная ответственность работодателя также наступает за ущерб, причиненный имуществу работника (ст.235 ТК РФ), за задержку выплаты зара-ботной платы (ст.236 ТК РФ), а также за моральный вред, причиненный работ-нику неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст.237 ТК РФ).
Работник несет материальную ответственность в соответствии с нормами главы 39 Трудового кодекса РФ.
Некоторые нарушения законов и иных нормативных правовых актов о труде в соответствии с Уголовным кодексом РФ влекут за собой уголовную от-ветственность.
Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, за-ключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении обще-ственно опасного деяния, предусмотренного УК РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (без-действия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении ко-торых установлена его вина.  Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.
Основанием наступления уголовной ответственности является соверше-ние деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренно-го уголовным законом.
В Уголовном кодексе Российской Федерации в ряде статей предусмотре-на ответственность за совершение правонарушений, связанных с ненадлежа-щим исполнением трудовых обязанностей (ст.143, 145, 145(1), 216, 217, 315 и др.).
Например, в ст.143 УК РФ за нарушение правил техники безопасности охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению этих правил, в результате чего наступили последствия в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, установлена ответственность в виде штрафа в размере от200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Неосторожное причинение смерти в результате нарушения правил ох-раны труда и техники безопасности наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Уголовный   закон    охраняет   права    беременных   женщин   и   жен-щин, имеющих детей   в   возрасте   до   трех   лет. Так,   в    случае    необосно-ванного отказа в приеме на    работу   или   необоснованного   увольнения   женщины по мотивам ее    беременности   или   наличия у нее   детей в   возрас-те до трех  лет  виновное  лицо,  пользующееся  правом приема    на работу и увольнения  с  работы,  подлежит  уголовной  ответственности  по ст. 145 УК РФ. При  вынесении  обвинительного  приговора  суд  назначает  ему  наказа-ние в  виде  штрафа  в  размере  от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной  платы   или  иного  дохода  осужденного  за период  от  двух  до  пяти  месяцев  либо  обязательных  работ  на  срок  от  120  до  180 часов.
Невыплата  свыше  двух  месяцев  заработной  платы,  пенсий,  стипен-дий,  пособий  и  иных  установленных  законом  выплат,  совершенная  руко-водителем  организации  независимо  от  формы  собственности  из  корыстной или  иной  личной  заинтересованности,  наказывается  штрафом  в размере от 100  до  200  минимальных  размеров  оплаты  труда  или  в  размере  заработ-ной  платы  или  иного  дохода  осужденного  за  период  от  одного  до двух  месяцев,  либо  лишением  права  занимать  определенные  должности  или  за-ниматься  определенной   деятельностью  на   срок  до  пяти  лет,  либо  лише-нием  свободы  на срок до двух лет.
То же  деяние,  повлекшее  тяжкие  последствия  (например,  самоубийст-во работника, забастовку и др.),  наказывается  штрафом  в  размере  от  300 до 700  минимальных  размеров  оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лише-нием свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без  такового.                                   
 В ст. 315 УК РФ также установлена уголовная ответственность служа-щих коммерческой или иной организации за злостное неисполнение вступив-шего в законную силу судебного решения (например, о восстановлении неза-конно уволенного работника). Такое наказывается штрафом в размере заработ-ной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех меся-цев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работа-ми на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

1.2 Характеристика административных правонарушений               хозяйствующих субъектов в сфере труда.

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют юридический состав, являющийся единственным осно-ванием административной ответственности правонарушителя. К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охра-няемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причин-ную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, об-становку, способ, орудия и средства совершенного административного право-нарушения. К субъективным элементам состава относятся признаки, характери-зующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного правонарушения.
Общим объектом административного правонарушения являются общест-венные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, фи-нансового и других отраслей права. В качестве родового объекта администра-тивного проступка выступают: личность, права и свободы; общественная безо-пасность; собственность; государственный и общественный порядок; отноше-ния в сфере экономики; установленный порядок управления.
Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщест-венный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий админист-ративную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и на-ступившем результате.
Содержание объективной стороны характеризуют такие квалифици-рующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематич-ность противоправного посягательства, длящееся правонарушение.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
Общим субъектом административного правонарушения признается вме-няемые, достигшие шестнадцатилетнего возраста граждане России.
Специальным субъектом административного проступка выступают долж-ностные лица, родители несовершеннолетних, находящиеся на территории на-шей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим имму-нитетом, и лица без гражданства.
Особое внимание хотелось бы обратить на должностных лиц, выступаю-щих в качестве субъектов административных правонарушений.  Они несут ад-министративную ответственность не только за собственные действия (бездей-ствие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими сво-их служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, на-рушающих соответствующие правила.
Понятие должностного лица установлено в КоАП РФ. Ими считаются ли-ца, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом по-рядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а равно лица выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государст-венных органах, органах местного самоуправления,, государственных и муни-ципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения  в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций руководители  и  другие  работники  иных  организа-ций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Таким образом, как должностные лица несут ответственность и индиви-дуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие админи-стративные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управ-ленческих функций.
Субъективная сторона административного правонарушения представля-ет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосто-рожности.
Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо отно-сится к нему безразлично – косвенный умысел.
Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небреж-ности.
Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных пра-вонарушениях, предусматривает административную ответственность должно-стных лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Данное правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа в раз-мере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Часть вторая указанной статьи, предусматривает санкцию за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному нака-занию за аналогичное административное правонарушение в виде дисквалифи-кации на срок от одного года до трех лет.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 данной статьи, являются общественные отношения, возникающие в сфе-ре труда и охраны труда, по поводу реализации гражданами прав, предусмот-ренных нормами законодательства о труде и охране труда. Данные обществен-ные отношения регулируются различными нормативными правовыми актами.
Конституция РФ устанавливает гарантии реализации гражданином своих трудовых прав и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопас-ности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискри-минации и не ниже установленного федеральным законом минимального раз-мера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на отдых (ст.37), а также обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работ-ником и работодателем в организациях всех форм собственности и независимо от ведомственной принадлежности.
Положения ст. 37 Конституции РФ выступают в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений.
Помимо норм, имеющих высшую юридическую силу данные отношения регулируются:
1. международными договорами и актами, содержащими общепризнанные принципы и нормы международного права;
2. федеральными законами;
3. указами Президента РФ, которые носят нормативный характер;
4. постановлениями Правительства РФ;
5. актами министерств и ведомств Российской Федерации;
6. законами субъектов Российской Федерации;
7. подзаконными актами субъектов Российской Федерации (поста-новления, решения, носящие нормативный характер, и др.);
8. соглашениями (генеральными, отраслевыми (межотраслевыми), региональными, территориальными и др.);
9. коллективными договорами;
10. локальными нормативными актами (правила внутреннего трудо-вого распорядка, положения о премировании, должностные ин-струкции и др.).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2  статьи 5.27 КоАП РФ, может выражаться в действии либо бездействии, заклю-чающихся в невыполнении или нарушении норм действующего законодатель-ства о труде и об охране труда в части правовых предписаний, единых норма-тивных требований и т.д.
Структурными подразделениями системы трудового права являются ин-ституты, которые представляют совокупность юридических норм, различаю-щихся между собой по предметному признаку регулирования, т.е. особенно-стям отдельных видов общественных отношений либо отдельным сторонам (элементам) какого-либо конкретного вида общественных отношений.
Система российского трудового права наиболее полно отражена в Трудо-вом кодексе РФ. Она включает в себя следующие институты:
§ трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения связанные с подысканием гражданам подходящей работы);
§ трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);
§ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения ква-лификации работников непосредственно на производстве;
§ рабочего времени и времени отдыха;
§ нормирования труда;
§ оплаты труда;
§ дисциплины труда;
§ материальной ответственности;
§ охраны труда;
§ надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа-щих нормы трудового права.
По замыслу законодателя, невыполнение или нарушение любых норм действующего законодательства о труде и об охране труда, включенных в сис-тему трудового права, содержат в себе признаки состава административного правонарушения рассматриваемой статьи (за исключением специализирован-ных статей КоАП РФ, о которых речь пойдет ниже).
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, утративший си-лу в связи с принятием КоАП РФ, предусматривал административное наказание в виде штрафа, которому подвергались должностные лица за «нарушение зако-нодательства о труде, законодательства об охране труда». Данная санкция со-держалась в статье 41 КоАП РСФСР, смысл ее нашел отражение в новом
Кодексе.
Рассмотрим наиболее распространенные нарушения норм трудового за-конодательства.
Глава 21 Трудового кодекса РФ, содержит  нормы, регулирующие поря-док выплаты заработной платы работникам.
Трудовые  доходы  каждого  работника  определяются  его  личным  вкладом с учетом  конечных  результатов  работы  организации,  регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный  размер  заработной  платы  означает, что  работник, отработавший  полностью  месячную  норму  рабочего  времени  и  выполнивший  свои  трудовые  обязан-ности  (нормы  труда),  не  может  получить  оплату  за  труд  ниже  установ-ленного федеральным законом минимума. При  этом  в  минимальный  размер  оплаты труда  не  включаются  доплаты  и  надбавки,  премии  и  другие  поощ-рительные  выплаты, а  также  выплаты  за  работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических   условиях  и  на  территори-ях,     подвергшихся    радиоактивному загрязнению,   иные   компенсационные  и   социальные   выплаты.
Согласно ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым дого-вором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. Оплата отпуска произво-дится не позднее чем за три дня до его начала.
Невыплата в установленные законом сроки заработной платы расценива-ется как использование принудительного труда.
Современное трудовое законодательство делает акцент на локальное ре-гулирование оплаты труда работников. Это касается как рабочих, так и руково-дителей, специалистов и служащих. При оплате труда рабочих могут приме-няться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если работода-тель и представители работников сочтут такую систему наиболее целесообраз-ной. Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между от-дельными категориями персонала организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных ак-тах.
Виновные в нарушении трудового законодательства, связанные с выпла-той заработной платы, привлекаются в том числе и к административной ответ-ственности, предусмотренной ст.5.27 КоАП РФ.
«Анализ обращений граждан и трудовых коллективов, поступающих в Минтруда России и в государственные инспекции труда в субъектах Россий-ской Федерации, анализ отчетных материалов госинспекций труда, а также публикации в ряде средств массовой информации свидетельствуют о том, что проблема обеспечения прав работников на своевременную оплату труда оста-ется одной из наиболее острых в сфере социально-трудовых отношений. За-держки выплаты заработной платы, особенно длительные, способствуют по-вышению социальной напряженности и конфликтности в трудовых коллекти-вах многих организаций и являются, одной из основных причин забастовок и коллективных трудовых споров».
Другой  проблемой, порождающей множество трудовых споров, является заключение, изменение и прекращение трудового договора. Принцип обеспече-ния свободы трудового договора выражает сущность большого количества норм, регулирующих прием граждан на работу, их переводы и увольнения (раз-дел 3 ТК РФ). Содержание данного принципа состоит в том, что судьба трудо-вых отношений работника с работодателем определяется трудовым договором. Именно он является основанием возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Посредством свободы заключения трудового договора гражданин РФ, достигший трудоспособного возраста, вправе поступить на работу, реали-зовать свое право на труд. Изменение трудовых отношений (в частности, пере-вод на другую работу) возможно, как правило, только на основании договора работника с работодателем. Наконец, прекращение трудовых правоотношений работника с работодателем возможно по инициативе каждой стороны трудово-го договора (с учетом оснований и условий, предусмотренных законом).
Особенно острые конфликты между сторонами трудовых правоотноше-ний возникают при увольнении работника по инициативе работодателя.
Случаи, при которых трудовой договор может быть расторгнут работода-телем содержаться в ст.81 ТК РФ. Ими являются:
1.ликвидации организации либо прекращения деятельности работодате-лем – физическим лицом;
2.сокращения численности или штата работников организации;
3.несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой ра-боте вследствие:
а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттеста-ции;
4. смены собственника имущества организации (в отношении руководи-теля организации, его заместителей и главного бухгалтера);
5. неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
6. однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течении рабочего дня);
б) появления на работе в состоянии алкогольного наркотического или иного токсического опьянения; и т.д.
Однако, увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом) в период его временной нетрудоспособно-сти и в период пребывания в отпуске.
Часть 2 статьи 180 ТК РФ содержит правило о необходимости предупре-ждения работника работодателем не менее чем за два месяца об его предстоя-щем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением числен-ности или штата работников. Кроме того, ТК установлено, что работодатель, с письменного согласия работника, имеет право расторгнуть с ним трудовой до-говор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной вы-платой дополнительной компенсации в размере среднего заработка (ч.3 ст.180).
Согласно п.3 «б» ст.81 ТК для увольнения в связи с недостаточной ква-лификацией, обязательным является наличие решения аттестационной комис-сии, подтверждающего недостаточность квалификации работника. Кроме того, в настоящее время работники, не подлежащие аттестации, не могут быть уволены в связи с недостаточностью у них квалификации для выполнения ра-боты, предусмотренной трудовым договором.
В трех случаях увольнения работника по инициативе работодателя, тре-буется учет мнения профсоюзного органа. Это необходимо при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ст. 81 ТК), в свя-зи с недостаточной квалификацией работника (п. 3 «б» ст. 81 ТК) и в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудо-вых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК).
При увольнении в связи с недостаточной квалификацией работника в со-став аттестационной комиссии, решение которой является основанием для увольнения, обязательно включается член комиссии от соответствующего вы-борного профсоюзного органа. Трудовой кодекс определил специальную про-цедуру учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373).
Новым по сравнению с КЗоТ РСФСР является предоставление работода-телю права увольнять по своей инициативе работника, нарушившего требова-ния по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последст-вия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (п.6 «д» ст.81 ТК). Такое увольнение возможно, только если соответствующе расследование, про-веденное в соответствии с требованиями ст.229 ТК, подтвердит вину работника и причинную связь между его действиями и наступившими и наступившими тяжкими последствиями либо что действия нарушителя требований по охране труда заведомо создавали угрозу наступления тяжких последствий.
Несоблюдение перечисленных и многих других норм трудового зако-нодательства и нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, является основанием для привлечения лиц виновных в их нарушении к административной ответственности, при условии, что в их действиях не содер-жится оснований для иных видов юридической ответственности.
Диспозиция статьи 5.27 КоАП РФ предполагает привлечение должност-ных лиц к административной ответственности не только за нарушение законо-дательства о труде, но и законодательства об охране труда.
В широком смысле слова под охраной труда понимается система сохра-нения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, вклю-чающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, са-нитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Правовой институт охраны труда включает нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:
§ правила и инструкции по охране труда;
§ специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работаю-щих в тяжелых, вредных или опасных условиях;
§ нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с по-ниженной трудоспособностью;
§ нормы, регулирующие организацию работы по охране труда;
§ правила расследования и учета несчастных случаев на производст-ве.
Федеральный закон от 17.07.1999г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагает на работодателя.
Наличие и своевременное предъявление необходимых документов по ох-ране труда во многом предопределяет ход расследования несчастного случая на производстве или выводы проводимой проверки.
В организации должен быть составлен перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасно-сти труда. Перечень составляется на основе отраслевой нормативно-технической документации и с учетом требований нормативно-правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда. Данный перечень должен быть согласован с профсоюзным комитетом или иным представитель-ным органом коллектива.
В ст.10 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» указано, что: на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, а также лиц, ко-торым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья; перечни тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством РФ с учетом консультаций с общероссий-ским объединением работодателей, общероссийскими объединениями профес-сиональных союзов.
Работодатель может принимать решение о применении труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет на работах (профессиях, должностях), включен-ных в перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвер-жденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключе-нии государственной экспертизы условий труда и центра госсанэпидемнадзора субъекта РФ. 
Следует особо подчеркнуть, что постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000г. № 162 утвержден  Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается приме-нение труда женщин. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000г. № 163 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. На основании этих документов в каждой орга-низации, применительно к ее особенностям, должны быть составлены анало-гичные перечни.
Кроме  этого, организации необходимо иметь перечень профессий и ра-бот, при поступлении на которые работник должен пройти медицинское осви-детельствование. Ответственность за прохождение предварительных при по-ступлении на работу, периодических медицинских осмотров и за своевремен-ное проведение профилактических прививок работников несет работодатель. Осмотры и проведение прививок осуществляются за счет его средств. Порядок проведения медицинских осмотров регламентируется приказом  Минздрава России от 10 декабря 1996г. № 405 «О проведении предварительных и перио-дических медицинских осмотров работников».
Все вновь поступающие, до зачисления в штат, должны пройти вводный инструктаж по охране труда (основание – ГОСТ 12.00.04 – 90 ССБТ «Органи-зация обучения безопасности труда. Общие положения»). Методическими ре-комендациями по разработке государственных нормативных требований охра-ны труда, утвержденной постановлением Минтруда России от 06 апреля 2001г. № 30, предусмотрено, что инструкция по охране труда для работника разраба-тывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется на основании при-каза (распоряжения) работодателя. Инструкция по охране труда работника раз-рабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии  - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда).
В настоящее время Минтрудом России утверждено более 20 межотрасле-вых правил по охране труда, которыми можно руководствоваться при разработ-ке инструкций по охране труда в различных отраслях экономики. Среди них имеются правила, относящиеся к производственной сфере, - в литейном произ-водстве, при выполнении кузнечно-прессовых работ, при термической обработ-ке металлов, при холодной обработке металлов и др. Для непроизводственной сферы разработаны правила по охране труда в торговле, в общественном пита-нии, при химчистке и стирке, при эксплуатации фреоновых холодильных уста-новок и др. Широкое распространение в организациях имеют погрузочно-разгрузочные работы, работы на высоте, окрасочные работы, электро – и газо-сварочные работы, работы с использованием напольного транспорта (тележек, электропогрузчиков и др.). Для них также разрабатываются соответствующие правила по охране труда.
Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответ-ствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утверждаемыми работодателем. Перечень инструкций, подлежащих разработке, утверждается работодателем и рассылается в структурные подразделения организации.
Различного рода нарушения соответствующими субъектами правил, со-держащихся в указанных инструкциях по охране труда, влечет за собой при-влечение их к ответственности уголовной по ст.143 УК РФ и административ-ной, в соответствии со ст.5.27 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27, является должностное лицо, т.е. работодатель или представитель работодателя, на кото-рого возложены обязанности по обеспечению условий труда и по охране труда.
В части 2 этой статьи речь идет о должностном лице, ранее подвергнутом административному наказанию за аналогичное административное правонару-шение. Предусмотренное санкцией ч.2 данной статьи административное нака-зание – дисквалификация – налагается в порядке, предусмотренном статьей 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринима-тельскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществ-лять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных за-конодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.
Статья 5.28 КоАП РФ. Уклонение работодателя или лица, его представ-ляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополне-нии коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного за-коном срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторона-ми сроки – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношени


Смотрите также:
Дипломная работа Административная ответственность за земельные правонарушения
Дипломная работа Административная жалоба как средство защиты граждан от незаконных действий должностных лиц
Дипломная работа Административная ответственность юридических лиц


Назад | Начало



 


    





Здесь можно скачать фильмы за смс, а здесь купить руководство ВАЗ

Союз образовательных сайтов Мини игры, скачать бесплатно Заказать диплом

Рефераты, курсовые работы, дипломные работы (проекты) на заказ в Москве

На нашем сайте Вы можете заказать выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов), позвонив по телефону 8-919-614-21-20 или сделав заказ по e-mail admin@happy-student.ru. Для тех, кто все привык делать сам - в разделе "Библиотека" можно скачать рефераты, курсовые работы, дипломные работы, учебники, учебные пособия, авторефераты, диссертации. Предлагаем материал для выполнения рефератов, курсовых, дипломных работ. Вакансии для авторов.

Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов. Любое использование материалов осуществляется только с разрешения администратора. При использовании материалов ссылка на сайт happy-student.ru обязательна.