Рефераты, курсовые, дипломные работы (проекты) на заказ в Москве
Главная   Работы на заказ   Готовые работы   Обмен материалом   Диссертации   Цены    Доставка и оплата   Гарантии 

Меню
Главная
О нас
Услуги
Оформление заказа
Библиотека
Ссылки
FAQ
Контакты
Карта сайта
Поиск по сайту
Архив новостей
Справочник ВУЗов
Добавить ВУЗ

 
книги по автомобилям

Библиотека

Право
Прочее
Психология
Философия
Экономика
Политология
Социология
Энциклопедии, словари, справочники

Контакты

Звоните: 8-919-614-21-20

Пишите:
admin@happy-student.ru


Поиск



Рефераты


Реферат Понятие правосознания, его структура и виды. Пути повышения правосознания граждан РФ



П  Л  А  Н

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...……… 3


1. Понятие и значение правосознания……………………………………….. 4

2. Структура и виды правосознания….. …………………………………….. 6

3. Особенности современного российского правосознания……………….. 11

4. Пути повышения правосознания граждан РФ……………………..…… 14 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 17


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 18
 
ВВЕДЕНИЕ

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере обществен-ного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, право-применительные решения и другие юридические феномены могут рассмат-риваться как своеобразные теоретические и практические проекции культу-ры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реально-сти, выступает категория правовое сознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способ-ствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укре-плению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание об-щества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Право-вые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволе-ний и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосоз-нания.
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются ос-новой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом право-вого государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая состав-ная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
          Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, прове-денного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к изучаемой проблеме.


1. Понятие и значение правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосозна-ние – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представля-ет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действитель-ность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и прак-тике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориенти-ров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.
          На формирование и развитие правосознания как одну из форм общест-венного сознания оказывают воздействие социально – политические, эконо-мические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с по-литическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
          Специфика правосознания состоит в том, что оно воспринимает, а за-тем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, пра-ведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм по-ведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, пра-вомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспече-ния права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для осуще-ствления прав человека и гражданина.
          Значение правосознания в правовой жизни общества раскрывается че-рез его функции. В теории государства и права принято выделять следующие функции правосознания:
1) познавательную;
2) оценочную;
3) регулятивную.
          Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: ка-ждый из них использует представления о сущем и должном праве для вы-полнения своих задач в правовом регулировании.
          Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания да-ется оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически зна-чимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоя-тельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь доста-точный уровень правосознания.
Важно выполнение правосознанием функции регулирования поведения человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписа-ния в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функ-ция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права ком-плекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей моти-вации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив кон-кретного вида проведения.
          С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, посколь-ку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами.
          Таким образом, правосознание представляет собой органическое един-ство познавательных, оценочных и установочных элементов.

2. Структура и виды правосознания

          В теории государства и права выработано понятие структуры право-сознания. Прежде всего, эту структуру характеризуют два пласта – правовая идеология и правовая психология.
          Правовая психология отражает преимущественно созерцательный мо-мент познания. Правовая психология своего рода стихийный, «несистемати-зированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологиче-ских реакциях любого человека или социальной группы на государство, пра-во, законодательство, другие юридические феномены.
Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворе-ния или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии.
          Правовая психология – наиболее распространенная форма сознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущно-сти – гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адек-ватности законодательству, психологическому настрою людей во многом за-висит эффективность действующих актов, всей правореализационной прак-тики.
          Более того, правовая психология – наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, ко-торая дает подчас такие виды индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или не-удачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование правовой психологии населения в правовой политике государства не раз оборачива-лось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогонова-рением, с отдельными противоправными традициями и обычаями и т.д.).
          Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, т.е. систематизированное научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеоло-ги дает обоснование установленных или предполагаемых юридических от-ношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принима-ют участие профессионалы.
          В разработке правовых идей, теоретических проблем права, правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания, обобщают наличный опыт правовой жизни общества, учитывают позитивные и возмож-ные негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при опреде-ленных показателях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии  причастные к этому компетентные специалисты используют материалы конкретных социологи-ческих исследований, статистические данные о состоянии экономических, демографических процессов в обществе, учитывают общественное мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику правона-рушений.
          Необходимо также добавить, что правовая идеология значительно пре-восходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической фило-софии и догмы.
Помимо структуры выделяют также виды (уровни) правосознания.
Обыденное правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Обыденное сознание ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. По-этому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей.
           Профессиональное правосознание – понятия, представления, убежде-ния, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Однако практика показывает, что различные профессиональные группы правоведов не одинаково воспринимают юридическую действительность. Судья отно-сится и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор – иначе, чем адвокат, следователь – иначе, чем эксперт-криминалист, юрист-консульт банка – иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все они получили высшее юридическое образования. Столь пе-строе многообразие правовых сознаний объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.
          Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие сис-тематизированное теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства. Носителями этого вида отражения право-вых явлений выступают ученые-правоведы.
          Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям. Виды правосознания по его субъектам в общественной  форме представляют как правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосоз-нание в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное правосознание.
          Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают ти-пичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим об-щество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.
          Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп – груп-повым. То, что правосознание опосредствуется  социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпириче-скими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои норма-тивные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интере-сов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к соб-ственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественно-му строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.
          Групповое правосознание нужно отличать от массового, которое ха-рактерно для нестабильных, временных объединений людей.
          Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосозна-ния, опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.


 
3. Особенности современного российского правосознания

          Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования безусловно не-обходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосоз-нании.
          На идеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании, еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают доста-точно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений – представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д. Сюда мо-жет быть отнесен и подход к праву, названный «антиюридическим морализ-мом»,  при котором право предстает как второстепенное, нежестоящее по от-ношению к нравственным началам.
          Здесь же кореняться и источники правового нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическо-му нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее «войной законов», национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей т.п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авто-ритарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в полити-ческом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка.
          Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе. Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: крими-нализацией государственности и огосударствлением криминала.
          Криминализация государственности в сегодняшней России предопре-деляется уникальной ролью коррупции как единственного и де-факто легали-зованного способа самоорганизации государственного механизма. Суть про-блемы состоит в том, что государственная система в России в ее нынешнем проявлении не может быть названа коррумпированной – она коррупциоген-на, поскольку практически не предоставляет госчиновникам возможности для некоррумпированного существования.
          Процесс криминализации идет не только «сверху», путем укоренения системы, провоцирующей криминал, но и «снизу», путем «огосударствле-ния» преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственных институтов.
          Насильственно вытесняемое за пределы законопослушного поведения общество стихийно пытается выработать новые принципы бытового поведе-ния, новую реальную этику, разделяемую обществом в целом и соответст-вующую общественно-экономической практике. В рамках «реальной этики» происходит постоянное столкновение бытового здравого смысла с практиче-ски бездействующим законодательством, которое, в силу своего несоответст-вия здравому смыслу, осознается обществом как «неправедное» и «не подле-жащее исполнению». В результате в обществе вырабатываются стереотипы асоциального поведения, готовность к байкотированию судебной и правоох-ранительной систем, к массовому отторжению официальной власти как «не имеющей морального права» на регулирование общественных отношений.
           Образующийся вакуум частично заполняют различные неформальные способы социально-экономической саморегуляции, среди которых на первое место выходят способы, связанные с деятельностью организованных пре-ступных группировок. Реальный бизнес все в большей степени склонен вос-принимать ОПГ как власть и относиться к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в качестве сборщика налогов и защитник, выполняют арбитраж-ные функции, а главное – действуют на основе негласных принципов правил, признаваемых значительной частью общества в качестве справедливых и ес-тественных.
          В обществе воспроизводится на новом уровне фиктивный характер официальной правовой системы, свойственный советскому периоду – когда основы писаного права носили большей частью декларативный, идеологиче-ский характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных не-гласных принципов, устных согласований и т.д. Только сегодня это «преце-дентное право» по-русски приобретает характер, все более сходный по форме и содержанию с нормами уголовно-лагерной, воровской самоорганизации.
 
4. Пути повышения правосознания граждан РФ

В современных условиях в российском обществе необходимо преодо-леть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, пу-тем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников. 
Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, корруп-цией, таким состоянием правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравст-венного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение мате-риальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии яв-ляются активные меры по правовому воспитанию граждан.
          Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процес-сом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.  В духовной жизни нашего общества за послед-ние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Одна-ко актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы лич-ности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демокра-тии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравст-венных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в кото-рых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства.
          Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В на-блюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях,  бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридиче-скими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развива-ются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль при-надлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просве-щением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юриди-ческих знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в неприми-римости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом являет-ся составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, на-правленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:
 1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;
 2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;
 3. конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.
 Можно также сказать, что суть правового воспитания - это формирова-ние установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у госу-дарства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязан-ностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного обще-ства, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.
          Развитие правового сознания гражданина, общества способствует пре-одолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвра-щению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления за-конности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское об-щество и правовое государство.

 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
          Выводы данного реферата заключаются в том, что кризис современно-го российского правосознания вызывает необходимость и потребность при-нятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уров-ня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граж-дан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уваже-ние к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.
            Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание, как одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целе-направленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведе-ния личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.
Одним из основных направлений в деле повышения правовой культуры общества должно быть правовое обучение, информирование населения о существующих  юридических предписаниях.
Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, право-вым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в Рос-сии.
         Тем более важно обучать этому, будущих юристов – профессионалов, чтобы основной целью своей деятельности они видели в защите прав и сво-бод человека, т.е. в защите слабого  от сильного, что является одним из цен-тральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственно-сти и культуры в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: «Наука», 1988.

2. Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов. Право-ведение. 1994. №3. С.3-9.

3. Общая теория права/ под ред. А.С.Пигалкина. М.: Изд-во МГТУ, 1998.

4. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: «Высшая школа», 1990.

5. Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова. М.: «Юристъ»,1997.

 


Смотрите также:
Реферат Возникновение и развитие права
Реферат Источники права
Реферат Методология предмета Теория государства и права
Реферат Модель идеального государства
Реферат Понятие функций государства, и их классификация
Реферат Правовое государство
Реферат Правовые системы мира
Реферат Функции российского государства и роль органов внутренних дел в их осуществлении на современном этапе
Реферат Презумпция невиновности
Реферат Принципы разделения властей в РФ


Назад | Начало



 


    





Здесь можно скачать фильмы за смс, а здесь купить руководство ВАЗ

Союз образовательных сайтов Мини игры, скачать бесплатно Заказать диплом

Рефераты, курсовые работы, дипломные работы (проекты) на заказ в Москве

На нашем сайте Вы можете заказать выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов), позвонив по телефону 8-919-614-21-20 или сделав заказ по e-mail admin@happy-student.ru. Для тех, кто все привык делать сам - в разделе "Библиотека" можно скачать рефераты, курсовые работы, дипломные работы, учебники, учебные пособия, авторефераты, диссертации. Предлагаем материал для выполнения рефератов, курсовых, дипломных работ. Вакансии для авторов.

Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов. Любое использование материалов осуществляется только с разрешения администратора. При использовании материалов ссылка на сайт happy-student.ru обязательна.